- Стивенс (Stevens), Уоллес
- (2.X.1879, Рединг, Пенсильвания - 2.VIII.1955, Хартфорд, Коннектикут)поэт.Родился в семье выходцев из Англии и Голландии, сын адвоката. Окончил Гарвардский университет (1900) и Нью-Йоркскую юридическую школу, до 1916 г. имел адвокатскую практику в Нью-Йорке, затем состоял на службе в Хартфордской страховой компании, с 1934 г. был ее вице-президентом.Первый сборник стихов Стивенса - Harmonium (название можно перевести и как «Фисгармония», и как «Классическая гармония») - вышел только в 1923 г., хотя некоторые произведения были опубликованы в журналах «Поэтри» и «Азерс» в 1914–1919 гг. Книга несла откровенно экспериментаторские черты - синтез иронии и патетики, броские приблизительные рифмы, изысканные названия стихотворений. Во всем этом критика справедливо усматривала влияние позднего французского символизма. Более глубинная связь с англоязычной романтической поэзией и эстетикой выявится позже. В Harmonium начал складываться тот своеобразный мир постоянной предметной и цветовой символики, который служит наиболее четким отличительным признаком поэзии Стивенса. Особое место в сборнике занимает небольшая поэма «Воскресное утро» (Sunday Morning), где впервые прозвучала одна из его основных тем - стремление современного человека найти смысл во вселенной, лишенной высшей духовной инстанции, ощущение «тесноты» традиционных религиозных представлений о разделенности души и тела, о статичном внеземном рае.В 30-е гг. выходит сборник «Идеи порядка» (Ideas of Order, 1935) и две крупные поэмы: «Клевер для совы» (Owl's Clover, 1935) и «Человек с голубой гитарой» (The Man with the Blue Guitar, 1937). Лирика этого периода характеризуется более приглушенными тонами, элегичностью. «Клевер для совы» связан с экономическим кризисом 1929–1932 гг. «Человек с голубой гитарой» - развернутое поэтическое исследование ведущей темы Стивенса: человеческое воображение и его роль в познании и перевоссоздании мира. Воображение, по мысли Стивенса, должно основываться на материальной действительности, однако черты действительности растворялись у поэта в мире постоянных символов, а конкретные приметы социальной действительности включались в систему «общих», эстетических закономерностей - отсюда нередкие упреки в отсутствии социальных мотивов (уместнее было бы назвать «невыраженностью» их).В 1942 г. публикует тематически связанные сборник «Части света» (Parts of the World) и поэму «Заметки к созданию Высшей Формы Вымысла» (Notes Toward a Supreme Fiction). В стихотворениях сборника намечается путь соединения разрозненных «частей света» - фрагментов хаотичной действительности - в сознании «главного человека» (major man), абстрактного героя, создателя вымыслов, удовлетворяющих одновременно чувства, воображение и интеллект. Он преобразует действительность в своих вымыслах, но не искажает и не отрицает ее. Только такой герой, утверждает Стивенс, в состоянии вобрать в себя всю действительность, соединить в себе совокупный интеллект и воображение всего человечества, чтобы на мгновение открыть истину, которая, вследствие вечного движения и изменения действительности, немедленно искажается. И создание, и уничтожение вымысла рассматриваются Стивенсом как две равно продуктивные фазы воображения. Такова основная проблематика «Заметок» - вершины творчества поэта, - позволяющих ощутить в его творчестве традиции Р. У. Эмерсона и, главное, У. Уитмена, с которыми Стивенса роднит и универсальность восприятия, и образ «главного человека - „уитменовского лирического „я““».Поэма была перепечатана в сборнике «Входим в лето» (Transport to Summer, 1947) наряду с другим значительным произведением Стивенса - «Эстетика Зла» (Esthetique du Mal), - в котором боль и страдание воспринимаются как неизбежные и обязательные элементы бытия.Гимны жизни во всех ее проявлениях встречаются на страницах последних сборников Стивенса: «Осенние зори» (The Auroras of Autumn, 1950) и «Скала» (The Rock, 1954), где появляется новый символ - скала - примирение всех выведенных ранее противоположностей: земли и неба, действительности и воображения - под эгидой земной действительности. «Скала» впервые появилась в каноне Стивенса «Избранное» (Collected Poems, 1954, Пулитц. пр.), включающем большинство опубликованных им поэтических произведений. Не вошедшие в это собрание произведения составили часть книги «Посмертные бумаги» (Opus Posthumous, 1957), где большой интерес представляет Adagia - заметки Стивенса о природе искусства.Поэзия Стивенса неразрывно связана с его эстетической теорией, выраженной в лекциях и статьях, собранных в книге «Необходимый ангел» (The Necessary Angel, 1951). «Необходимым ангелом» Стивене называл воображение. В его эстетической теории заметна близость к идеям А. Бергсона и особенно Дж. Сантаяны, с которым его роднит приятие физического мира как единственно реального и одновременная вера в способность человеческого воображения трансформировать этот мир, делая его более приемлемым, а также необычайно высокая роль, отводимая поэзии в художественном познании и преобразовании мира. Стивенс, вслед за Сантаяной, видит в поэзии тот синтез рационального и эмоционального начал, которого недостает науке и религии и который позволяет познать мир во всей его цельности и наметить пути к его творческому преобразованию. По сути, Стивенс в своей эстетике продолжает традицию прагматически-умеренного неокантианства. В то же время поэт не противопоставляет искусство действительности, не возвышает его над миром - и потому нередкие упреки в эстетизме малообоснованны.Д. Прияткин
Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. Бычков М.Н.. 1990.