Стивенс (Stevens), Уоллес

Стивенс (Stevens), Уоллес
(2.X.1879, Рединг, Пенсильвания - 2.VIII.1955, Хартфорд, Коннектикут)
 поэт.
   Родился в семье выходцев из Англии и Голландии, сын адвоката. Окончил Гарвардский университет (1900) и Нью-Йоркскую юридическую школу, до 1916 г. имел адвокатскую практику в Нью-Йорке, затем состоял на службе в Хартфордской страховой компании, с 1934 г. был ее вице-президентом.
   Первый сборник стихов Стивенса - Harmonium (название можно перевести и как «Фисгармония», и как «Классическая гармония») - вышел только в 1923 г., хотя некоторые произведения были опубликованы в журналах «Поэтри» и «Азерс» в 1914–1919 гг. Книга несла откровенно экспериментаторские черты - синтез иронии и патетики, броские приблизительные рифмы, изысканные названия стихотворений. Во всем этом критика справедливо усматривала влияние позднего французского символизма. Более глубинная связь с англоязычной романтической поэзией и эстетикой выявится позже. В Harmonium начал складываться тот своеобразный мир постоянной предметной и цветовой символики, который служит наиболее четким отличительным признаком поэзии Стивенса. Особое место в сборнике занимает небольшая поэма «Воскресное утро» (Sunday Morning), где впервые прозвучала одна из его основных тем - стремление современного человека найти смысл во вселенной, лишенной высшей духовной инстанции, ощущение «тесноты» традиционных религиозных представлений о разделенности души и тела, о статичном внеземном рае.
   В 30-е гг. выходит сборник «Идеи порядка» (Ideas of Order, 1935) и две крупные поэмы: «Клевер для совы» (Owl's Clover, 1935) и «Человек с голубой гитарой» (The Man with the Blue Guitar, 1937). Лирика этого периода характеризуется более приглушенными тонами, элегичностью. «Клевер для совы» связан с экономическим кризисом 1929–1932 гг. «Человек с голубой гитарой» - развернутое поэтическое исследование ведущей темы Стивенса: человеческое воображение и его роль в познании и перевоссоздании мира. Воображение, по мысли Стивенса, должно основываться на материальной действительности, однако черты действительности растворялись у поэта в мире постоянных символов, а конкретные приметы социальной действительности включались в систему «общих», эстетических закономерностей - отсюда нередкие упреки в отсутствии социальных мотивов (уместнее было бы назвать «невыраженностью» их).
   В 1942 г. публикует тематически связанные сборник «Части света» (Parts of the World) и поэму «Заметки к созданию Высшей Формы Вымысла» (Notes Toward a Supreme Fiction). В стихотворениях сборника намечается путь соединения разрозненных «частей света» - фрагментов хаотичной действительности - в сознании «главного человека» (major man), абстрактного героя, создателя вымыслов, удовлетворяющих одновременно чувства, воображение и интеллект. Он преобразует действительность в своих вымыслах, но не искажает и не отрицает ее. Только такой герой, утверждает Стивенс, в состоянии вобрать в себя всю действительность, соединить в себе совокупный интеллект и воображение всего человечества, чтобы на мгновение открыть истину, которая, вследствие вечного движения и изменения действительности, немедленно искажается. И создание, и уничтожение вымысла рассматриваются Стивенсом как две равно продуктивные фазы воображения. Такова основная проблематика «Заметок» - вершины творчества поэта, - позволяющих ощутить в его творчестве традиции Р. У. Эмерсона и, главное, У. Уитмена, с которыми Стивенса роднит и универсальность восприятия, и образ «главного человека - „уитменовского лирического „я““».
   Поэма была перепечатана в сборнике «Входим в лето» (Transport to Summer, 1947) наряду с другим значительным произведением Стивенса - «Эстетика Зла» (Esthetique du Mal), - в котором боль и страдание воспринимаются как неизбежные и обязательные элементы бытия.
   Гимны жизни во всех ее проявлениях встречаются на страницах последних сборников Стивенса: «Осенние зори» (The Auroras of Autumn, 1950) и «Скала» (The Rock, 1954), где появляется новый символ - скала - примирение всех выведенных ранее противоположностей: земли и неба, действительности и воображения - под эгидой земной действительности. «Скала» впервые появилась в каноне Стивенса «Избранное» (Collected Poems, 1954, Пулитц. пр.), включающем большинство опубликованных им поэтических произведений. Не вошедшие в это собрание произведения составили часть книги «Посмертные бумаги» (Opus Posthumous, 1957), где большой интерес представляет Adagia - заметки Стивенса о природе искусства.
   Поэзия Стивенса неразрывно связана с его эстетической теорией, выраженной в лекциях и статьях, собранных в книге «Необходимый ангел» (The Necessary Angel, 1951). «Необходимым ангелом» Стивене называл воображение. В его эстетической теории заметна близость к идеям А. Бергсона и особенно Дж. Сантаяны, с которым его роднит приятие физического мира как единственно реального и одновременная вера в способность человеческого воображения трансформировать этот мир, делая его более приемлемым, а также необычайно высокая роль, отводимая поэзии в художественном познании и преобразовании мира. Стивенс, вслед за Сантаяной, видит в поэзии тот синтез рационального и эмоционального начал, которого недостает науке и религии и который позволяет познать мир во всей его цельности и наметить пути к его творческому преобразованию. По сути, Стивенс в своей эстетике продолжает традицию прагматически-умеренного неокантианства. В то же время поэт не противопоставляет искусство действительности, не возвышает его над миром - и потому нередкие упреки в эстетизме малообоснованны.
 Д. Прияткин

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Стивенс (Stevens), Уоллес" в других словарях:

  • Стивенс (Stevens) Уоллес — (1879—1955), американский поэт. Основные темы — творчество, бесконечность перехода от реального факта к художественному образу (символу), сложность поэтической метафоры как выражения диалектичности и противоречивости сознания (сборник… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Стивенс, Уоллес — СТИВЕНС (Stevens) Уоллес (1879 1955), американский поэт. Основная тема творчество, бесконечность перехода от реального факта к художественному образу (символу), сложность поэтической метафоры как выражение диалектичности и противоречивости… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СТИВЕНС — (Stevens) Уоллес (1879 1955), американский поэт. Основная тема творчество, бесконечность перехода от реального факта к художественному образу (символу), сложность поэтической метафоры как выражение диалектичности и противоречивости сознания… …   Современная энциклопедия

  • СТИВЕНС Уоллес — СТИВЕНС (Stevens) Уоллес (1879—1955), американский поэт. Сб. стихов «Гармония» (1923), «Начертания порядка» (1935), «Клевер совы» (1936), «Человек с голубой гитарой» (1937), «По направлению к лету» (1947), «Осенние зори» (1950). Кн. критич.… …   Литературный энциклопедический словарь

  • СТИВЕНС Уоллес — (Stevens,Wallace) УОЛЛЕС СТИВЕНС (1879 1955), американский поэт. Хотя на его первой книге Классическая гармония (Harmonium, 1923) сказалась чрезмерная увлеченность автора проблемами чисто эстетического характера, сборники Человек с голубой… …   Энциклопедия Кольера

  • Стивенс — (англ. Stevens)  фамилия уэльского происхождения (в отличие от «правильной» английской Стивенсон). Известные носители: Стивенс, Александр Гамильтон  вице президент Конфедеративных Штатов Америки. Стивенс, Джеймс Френсис английский… …   Википедия

  • Stevens Pass Motel — (Gold Bar,США) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: 809 Croft Avenue, Gold Bar, WA 98037, США …   Каталог отелей

  • Стивенс, Уоллес — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Стивенс. Дом Уоллеса Стивенса в …   Википедия

  • Уоллес Стивенс — Дом Уоллеса Стивенса в Хартфорде Уоллес СТИВЕНС (англ. Wallace Stevens, 2 октября 1879, Рединг, Пенсильвания – 2 августа 1955, Хартфорд) – американский поэт. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Уоллес, Уильям Хенсон — Уильям Хенсон Уоллес англ. William Henson Wallace …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»